ՔԱՂԱՔԱԿԱՆՈՒԹՅՈՒՆ ՀԱՍԱՐԱԿՈՒԹՅՈՒՆ ՄՇԱԿՈՒՅԹ ՍՊՈՐՏ ՄԱՄՈՒԼԻ ՏԵՍՈՒԹՅՈՒՆ ՏՆՏԵՍՈՒԹՅՈՒՆ ՖՈՏՈ ՎԻԴԵՈ ՎԵՐԼՈՒԾՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐ ՊԱՏՄՈՒԹՅԱՆ ԱՅՍ ՕՐԸ ՄԻՋԱԶԳԱՅԻՆ ԱՄԵՆԱԸՆԹԵՐՑՎԱԾ ԻՐԱՎՈՒՆՔ


Элизабет Трасс - новый премьер-министр Великобритании

ՄԻՋԱԶԳԱՅԻՆ

Новым лидером Консервативной партии и, соответственно, главой правительства Великобритании избрана Элизабет Трасс - 47-летняя деятельница партии тори, которая хочет, чтобы ее считали новой «железной леди», обещает снизить налоги и призывает «остановить» президента РФ Владимира Путина, сообщает BBC.

Формально Трасс займет пост премьер-министра после назначения королевой, которое ожидается во вторник.

Сейчас Трасс - убежденный консерватор и правый либерал. Вопрос - не поменяет ли она убеждения, когда это понадобится.

В середине августа Лиз Трасс, по данным одного из опросов, побеждала соперника по гонке за пост главы Консервативной партии Риши Сунака с разгромным счетом: за нее - 60% опрошенных членов партии, за Сунака - 28%.

Победитель на этих выборах, где голосуют только члены правящей на данный момент партии, автоматически становится главой британского правительства.

После такой яркой первой женщины-премьера в истории Британии, как Маргарет Тэтчер, вполне естественно, что на преемниц или претенденток тоже примеряют ее прозвище «железной леди». Его примеряли и на типичного партийного функционера Терезу Мэй, бывшую премьером с 2016 по 2019 год. Не подошло.

Лиз Трасс больше, чем Мэй, похожа на решительного и идейного лидера-консерватора, каким была Тэтчер, и сама Трасс старается об этом сходстве ненавязчиво напоминать.

Четыре года назад она начала колонку в шотландской газете Scotsman с воспоминания о том, как в семь лет исполняла в своей первой школе в Шотландии роль Тэтчер в дебатах. Дальше - никаких рассуждений о Тэтчер, лишь напоминание, что она была очень непопулярна в Шотландии. Но образ "вброшен", фамилии Тэтчер и Трасс стоят рядом - этого достаточно.

Сейчас британская пресса отмечает, как она фотографировалась на танке в Восточной Европе или как пришла в синей блузке на теледебаты - все это напоминания о медийном образе Тэтчер.

Внешними деталями дело не ограничивается. В речах и статьях Трасс предстает перед публикой идейным политиком, какого не было у руля Великобритании в последние тридцать лет, как раз со времен Тэтчер - настоящим тори, правым либералом.

Не тем либералом, кого стали так называть в последние десятилетия сначала в США, а потом и в Европе, не левым по сути, а исконным либералом - тем, кто за свободу личности и свободу предпринимательства.

При этом Трасс не ходит в церковь и голосовала за легализацию однополых браков - таков современный британский консерватизм.

Трасс обещает снизить налоги, а именно отменить введенные или запланированные как раз ее соперником, министром финансов Риши Сунаком повышение налога на здравоохранение и корпоративного налога.

В результате британский бюджет может недосчитаться многих миллиардов запланированных Сунаком сборов. Сунак - финансист, и он инстинктивно стремится сохранить бюджет в равновесии. Трасс, правда, по первой профессии тоже бухгалтер (и Оксфорд оба они окончили по одному и тому же курсу), но для нее сейчас важнее принципы - а бюджет, она уверена, справится, надо только отсрочить постковидное возвращение к прежнему лимиту госдолга.

Кроме того, Трасс обещает провести общую ревизию государственных расходов, а также создать инвестиционные зоны с упрощенными правилами и требованиями к фирмам.

Трасс старается быть либералом и в мелочах - символичных мелочах.

Она, например, выступает против идеи некоторых коллег по правительству обложить дополнительным налогом и ограничить продажу "нездоровых" - с большим содержанием сахара, соли или жиров - напитков и еды.

Мэри Элизабет Трасс (она, как и Александер Борис де Пфеффель Джонсон, предпочитает использовать второе имя, а не первое) - профессиональный политик, и всю свою карьеру демонстрировала гибкость, прагматичность, чутье - в общем, те качества, которые часто описывают другими, обидными словами. "Беспринципность" или "флюгер", например.

Сейчас избиратели Трасс - члены партии тори, и большинству из них по определению должно нравиться то, что она говорит. Но что она будет говорить, когда и если ей придется вести партию на всеобщие парламентские выборы, где хорошо бы понравиться большинству всего населения, а не только консерваторам?

Впрочем, в пользу Трасс говорит то, что за свободу предпринимательства и личности она выступает громко и последовательно уже довольно много лет.

Но в начале ее путь был не таким прямолинейным.

Почти тридцать лет назад Лиз Трасс отправилась учиться не куда-нибудь, а в главный инкубатор британской политической элиты - в Оксфорд, на специальность PPE ("Философия, политика, экономика").

В Оксфорде Трасс, девочка из семьи левых убеждений, примкнула к центристской Либерал-демократической партии. Выступала, как вспоминают соратники, за легализацию марихуаны и отмену монархии - идеи, которые британским консерваторам, мягко говоря, не близки.

"Я уверен, в те времена Трасс играла на публику, говорила ли она о декриминализации наркотиков или отмене монархии. Я думаю, она - из тех, кто играет на публику с любой аудиторией, и я совершенно не уверен, что она верит в то, что говорит - и тогда, и сейчас", - сказал британскому обозревателю Си-эн-эн ее бывший соратник по Либерал-демократической партии, а ныне ярый оппонент консерваторов Нил Фосетт.

В год окончания университета, в 1996-м, Трасс ушла от либдемов к тори.

Потом были годы профессиональной карьеры бухгалтера и нескольких попыток куда-нибудь избраться, с единственной удачной - на выборах совета одного из районов Лондона. И, наконец, попадание в 2010 году в расширенную команду Дэвида Кэмерона и избрание в Палату общин.

Historical Dates ՊԱՏՄՈՒԹՅԱՆ ԱՅՍ ՕՐԸ
Most Popular