«Правосудие» превращенное в шоу: истинная цель дела Ваге Акопяна
ՔԱՂԱՔԱԿԱՆՈՒԹՅՈՒՆПроцесс конфискации имущества незаконного происхождения, разворачивающийся вокруг Ваге Акопяна, в очередной раз показывает, как закон применяется не только в правовой, но и в информационной сфере. Проблема не только в иске, поданном в суд. Проблема в том, как это преподносится публике, делая акцент на суету, а не на аргументы.
Антикоррупционный суд принял к производству иск Генеральной прокуратуры, требующий конфисковать ряд имущества и денежных средств, принадлежащих Ваге Акопяну и членам его семьи. Цифры представлены впечатляющим образом: недвижимость, автомобили, депозиты, облигации, претензии на миллиарды драмов. Однако, хотя судебное разбирательство пока только начинается, на публичной платформе уже формируется впечатление виновности.
В этом и заключается основная проблема. Сначала по Общественному телевидению показывают выделенный репортаж, затем представитель прокуратуры объявляет о требованиях - с резкими и похожими на приговор формулировками. Получается, что общество сначала слушивает «вердикт», и только потом начинается судебный процесс. Тем временем факты, контраргументы, защитные позиции остаются в тени.
Более того, в рамках дела публично упоминаются имена членов семьи, в том числе несовершеннолетних. Независимо от того, какие юридические обоснования могут быть представлены, такой подход создает атмосферу давления и дискредитации. Когда правовой процесс сопровождается публичной демонстративностью, его трудно воспринимать как сугубо профессиональное разбирательство.
Также нельзя игнорировать совпадения во времени. В отношении Ваге Акопяна уже возбуждено уголовное дело по другим статьям. В этих условиях громкий старт процесса конфискации имущества, естественно, воспринимается как дополнительный шаг давления. Применение подобных методов в отношении политических оппонентов давно стало закономерностью.
Борьба против коррупции не может быть избирательной или демонстративной. Если имеются обоснованные доказательства, их следует представить в суде в спокойном и аргументированном порядке. Однако, когда процесс превращается в информационную кампанию, становится очевидным, что цель - не только правовой результат, а формирование общественного восприятия с целью дискредитации конкретного человека.
Дело Ваге Акопяна все еще находится на стадии рассмотрения, и только суд правомочен оценивать обоснованность представленных требований. Однако уже сейчас можно зафиксировать, что процесс сопровождается элементами шоу. А когда правосудие превращается в шоу, оно теряет свою главную ценность - доверие.